1. Лаки для белой жести. Все нижеследующие лаки
пригодны не только для белой жести, но и для всех металлов вообще:
а) 2 сосновой смолы, 4 скипидара, 1 сиккатива, 2
льняного масла вареного;
б) 2 дамарной смолы, 4 скипидара, 1 сиккатива,
2 олифы. Лак может быть окрашен в красный буровато-желтый и золотистый цвет
драконовой кровью, асфальтом и гуммигутом;
в) 25 шеллака в зернах, 8 венецианского шеллака,
12 сандарака, 155 спирта ;
г) 200 сандарака, 34 венецианского терпентина,
100 мастики, 666 спирта;
д) 15 шеллака, 2 венецианского терпентина, 8
сандарака, 75 спирта;
е) 15 дамарной смолы измельчают в порошок,
сплавляют в котле, прибавляют 1 венецианского терпентина, снимают котел с огня
и приливают осторожно 20-40 подогретого скипидара;
Источник: Домашнии технологии приготовления стройматериалов.
ж) 9 дамарной смолы, 13 льняной олифы, 17
скипидара. Лак этот окрашивают драконовой кровью, гуммигутом и др.
з) лак зеленовато-золотистый. Растирают в
фарфоровой ступке 10 кристаллической уксуснокислой окиси меди в мелкий порошок,
который насыпают тонким слоем на плоскую тарелку и ставят на некоторое время в
теплое место, причем кристаллизационная вода и часть уксусной кислоты
улетучиваются. Порошок, ставший после этого светло- коричневым, растирают в
ступке со скипидаром, куда прибавляют, при постоянном помешивании, 30
копалового лака, нагретого до 70°С. Если уксуснокислая окись меди была хорошо
растерта, то при помешивании значительная часть ее растворяется в течение 1/4
часа, после чего лак переливают в бутылку, которую сохраняют несколько дней в
теплом месте, время от времени взбалтывая ее. Приготовленный таким образом лак
равномерно наносится на покрываемую жесть, которая затем высушивается в
сушильной печи. Соответственно степени нагревания получается на жести та или
другая окраска; сначала появляется зеленоватая окраска, которая при усилении
нагревания принимает желтый и темно-золотистый цвет, затем оранжевый и,
наконец, получается красновато-коричневый оттенок. Окраски эти не изменяются от
действия солнечного света, что имеет место при пользовании английским золотым
лаком, и превосходит его по блеску. Прочность полученного покрытия зависит от
добротности употребленного копалового лака: если последний был надлежащего
качества, то лакированную жесть можно выдавливать и сгибать во всякую форму без
опасения повредить лак. Образование золотистого цвета происходит оттого, что
окись меди превращается в закись, и чем больше отнято нагреванием у медной соли
кислорода, тем темнее получается цвет. Если желают этим лаком произвести
зеленое покрытие, то наносят его пять раз, причем следующие покрытия наносят,
когда предыдущее вполне высохло; затем следует также произвести высушивание при
умеренном нагревании;
и) лак золотистый. 14 шеллака, 8 сандарака
измельчают в порошок, мало-помалу прибавляют к 70 нагретого скипидара и
нагревают смесь до растворения.
2.Лак для жестяных фонарей. Черный лак. 50 г асфальта, 2 л льняного масла, 125 г жженой умбры. Смешать
при нагревании и, когда охладится, прибавить скипидара до надлежащей
консистенции.
Прозрачный лак. 250 г скипидара, 190 г лавандного масла, 3,7 г камфары, 62 г молотого копала.
Растворить до надлежащей консистенции. Этот лак может быть окрашен в любой цвет
анилиновыми красками, растворимыми в маслах.
3.Лак для старых подносов. Сначала следует
хорошенько вычистить старые подносы трепелом и вымыть теплой водой с мылом.
Затем берут хороший копаловый лак, смешивают его с бронзовым порошком и кистью
покрывают поднос. Наконец, поднос ставят в печь и подвергают его нагреванию до
100—150°С, пока лак не высохнет. После вторичного повторения этой операции
поднос будет совершенно как новый.
4.
Лак для меди. Смешивают 1 сернистого
углерода, 2 терпентина, 1 бензина, 1 древесного спирта, 1 копала. Этим лаком
кроют медные вещи, поверхность которых предварительно очищена.
5.Лак для
латуни.
Для придания латуни золотисто-желтого цвета, можно применить один из следующих
лаков, который наносится на очищенные и отполированные металлические
поверхности:
а) раствор 150 очищенного шеллака, 30
копалового лака, 25 гуммигута, 2 драконовой крови и такого же количества
шафрана в 1000 96%-ного спирта;
б) раствор 160 шеллака, 200 гуммигута и 25
шафрана в 1000 винного спирта;
в) раствор 50 шеллака, 15 драконовой крови и 18
гуммигута в 1000 спирта;
г) раствор 60 шеллака, 40 сандарака и 6
венецианского терпентина в 1000 спирта. Для прочности необходимо возможно
сильнее подогреть как латунный предмет, так и лак;
д) 1 шеллака, 1 мастики и 7 спирта;
е) 8 шеллака, 2 сандарака, 1 венецианского терпентина
и 50 спирта;
ж) 12 сандарака, 6 мастики, 2 смолы элеми, 1
венецианского терпентина и 64 спирта.
Прежде,
чем покрывать ими, старательно очистить латунь и не прикасаться к ней руками;
при употреблении лаки нагревают до 75°С.
6.Лак для олова. Драконовая кровь,
орлеан и шафран, взятые в таком количестве, какое нужно для получения желаемого
оттенка, растираются с небольшим количеством светлого копалового лака; к
полученной кашице приливают постепенно, растирая, все больше и больше этого
лака и, наконец, прожимают через полотняную тряпочку. Покрываемые этим лаком
оловянные предметы должны быть предварительно нагреты. Копаловый лак должен
быть довольно густ; для его приготовления берут смесь 3 густо уваренной олифы и
1 скипидара.
7.Лак для стали:
а) растворяют в 4 воды 1 буры, нагревают до
кипения и, при постоянном помешивании, приливают раствор 5 белого шеллака и 5
спирта. Затем прибавляют метильблау (анилиновая краска) до желаемого оттенка.
Вычищенные стальные предметы покрывают этим лаком;
б) 10 мастики, 5 камфары, 15 сандарака и 5
смолы влеми растворяются в чистом алкоголе; полученный раствор фильтруется.
Употребляется в холодном состоянии.
8.Лак для инструментов по
Винклеру:
а) берут 2 сандарака, 1 мастики, 1
венецианского терпентина, 1 вернистого шеллака, 1 росного ладана, растворяют в
12 спирта и фильтруют;
б) растворяют в 120 спирта 35 сандарака, 24
венецианского терпентина и 20 мастики и фильтруют.
Лаки
эти можно окрасить в желтый и желтовато-красный цвет настойками драконовой
крови и гуммигута. 9.Лак для оптических инструментов. Растворяют в 60
лавандного масла 10 копала и 1 камфары, смесь немедленно выливают в надлежащее
количество нагретого скипидара (осторожно с огнем!).
10.Борная
кислота для лаков по Марелю. Как известно, в продаже встречается множество
цветных спиртных лаков для покрытия металлов. Но даже лучшие из них, при всех
хороших качествах, отличаются одним весьма крупным недостатком: они очень
непрочно держатся на полированной металлической поверхности и легко отскакивают
от нее. Чтобы устранить этот недостаток, французский техник Марель произвел ряд
опытов и нашел, что лучшим для этого средством оказалась примесь к лаку
незначительного количества чистой кристаллической борной кислоты. Опыт показал,
что достаточно к спиртовому лаку прибавить 0,5%-ной борной кислоты, чтобы
получить очень прочное покрытие: отполированная металлическая поверхность, а
также чистая жесть, покрытая таким лаком, отличается до того твердой
глазуреподобной лакировкой, что в противоположность обыкновенной ее решительно
невозможно отделить даже ногтем. Необходимо иметь, однако, в виду одну
предосторожность: не следует употреблять кристаллической борной кислоты более
указанной пропорции, иначе лак может в значительной степени потерять яркость
окраски.
11.Лаки бронзовые жидкие:
а) в эмалированном сосуде растопляют 10 г даммаровой смолы и 3 г жженой соды и нагревают
массу, при помешивании, в течение нескольких часов. Растопленной массе дают
остыть и затвердеть, превращают ее в порошок, растворяют в 90 г бензина и фильтруют
раствор. Каждые 2 этой жидкости размешивают с 1 бронзового порошка. Вместо
бензина можно употреблять нефтяной эфир, сероуглерод или хлородорм, вместо
даммаровой смолы другие твердые смолы, как гуттаперчу и каучук;
б) золотой тон:
приготовляют лак из 50 г
сандарака, 10 г
мастики, 5 г
терпентина и 135 г
спирта; в этом лаке растворяют 0,4
г этилооранжевой анилиновой краски и 0,4 г золотисто-оранжевой
анилиновой краски;
в) медный тон:
приготовляют лак, как сказано в б); прибавляют в качестве красящего вещества 0,8 г золотисто-оранжевой
анилиновой краски;
г) бронзовый тон:
приготовляют лак, как сказано в б); в качестве красящего вещества прибавляют 0,4 г оранжевой анилиновой
краски (Metanilgelb).
Эти
имитации бронзы по виду совершенно схожи с настоящей бронзой, отличаются красивым
блеском и прочно держатся на металлах и других предметах с гладкой
поверхностью.
12.Лаки для
позолоченных багетов. При производстве багетов и для освежения старых требуется
два лака: блестящий и матовый.
Блестящий лак: берут 175 шеллака, 30
гуммигута, 20 венецианского терпентина, 75 сандарака, 30 сандального дерева,
730 винного спирта.
Матовый лак: берут 1 шелака,
растворяют в 8 скипидара и прибавляют 1 мела в порошке.
|